<< все техники
09.09.2016
Историческая справка о способе золочения Тумбага

Историческая справка о способе золочения Тумбага

категории: сплавы Тумбага

Название Тумбага (Tumbaga) имеет испанское происхождение. Таким термином именовались сплавы золота и меди, серебра и меди или золота, серебра и меди. Хоть эти сплавы существенно отличаются по составу, определение Тумбага относится ко всем им. Мастера по работе с металлом доколумбовых времен разработали Тумбага и способы его обработки. А конечным итогом применения данной техники являлась золотая или серебряная поверхность готового изделия.

Процедура получения такой поверхности известна как золочение или серебрение способом травления (или miseen-couleur). Процедура травления использует тепло и кислотные ванны или пасты, для того чтобы вытравить/удалить металл-основу с поверхности, в то время как драгоценный металл останется.

С помощью этой техники ювелиры доколумбовых времен могли получить дорогую золотую поверхность на сплаве, который содержит всего лишь 12 % золота. По меньшей мере, так было за тысячу лет до расцвета культуры Инков.

Самыми изобретательными по отношению к металлообработке являлись мастера культур Чавин, Мохе и Чиму. Эти культуры существовали на территории сегодняшнего Перу. И хотя эти методики очень изолированно развивались, металлургия народов Анд была очень известна и на южной, и на северной части всего континента. Уже развитая методика попала в Эквадор, Колумбию, Венесуэлу, Панаму, Коста-Рику в южной части и в Оаксаку и Мексику в северной.

Мастера из Колумбии и иных северных регионов Латинской Америки отдавали особое предпочтение литым изделиям из сплавов Тумбага. Разные индейские культуры, которые занимались литьем, использовали способ литья по выплавляемым моделям. Также в те времена использовались формы для литья, вырезанные прямо в природном черном камне. Мастера из Анд работали в основном с листовым металлом.

Из листового металла способом ковки изготавливались сосуды, нагрудные украшения, маски, головные уборы, ювелирные украшения и иные драгоценности для церемоний и личного пользования. Их методика выколотки металла очень схожа с современной. Наковальни и стойки вырезались из твердых пород дерева и очень часто имели замысловатый дизайн – это необходимо было для того, чтобы получить декоративный рельеф на готовом украшении.

Обработка листового металла могла привести к открытию золочения способом травления. Как нам известно, металл имеет способность закаляться в результате его проковки, и чтобы восстановить ковкость, его следует отжечь. При нагревании медь в сплаве вступает в реакцию с кислородом, образуя при этом слой медных оксидов. Серебро и золото, в свою очередь, меньше подвержены окислению.

После повторного отжига, удаления окалины и проковки, которые нужны для того чтобы отформовать металл, большая часть меди удаляется с поверхности, оставляя после себя слой с увеличенным содержанием серебра или золота.

Чистые кислоты, которые используются сегодня, являлись недоступными ювелирам из Анд. Они могли удалить оксидный слой, используя в качестве отбелов урину, уксусную кислоту, фруктовые и растительные соки или природные минеральные окислители. Большое количество азотнокислого калия, сернокислого калия, меди, железа и солей можно было добыть из почвы. Смеси нитрата калия и соли, или сульфата железа и соли не менее эффективны, как и серная кислота.

В испанских первоисточниках упоминается об использовании в металлургической промышленности особого растения – «лекарства для золота». Вполне вероятно, что здесь речь идет о запрещенном тогда растении – т.н. кислице. Украшения натирали кислицей и они становились позолоченными.

Золочение сплавов Тумбага способом травления являлось явно доминирующей технологией в Новом Свете на протяжении двухсот лет. Поклонение цветам золота и серебра появилось около 1 тыс. лет до н.э. с распространением религиозного культа Чавен. Особенное внимание, уделявшееся в те времена способам металлообработки, объяснялось исключительно культурными традициями.

В отличие от методик металлообработки Старого Света, индейская технология не замыкалась на изготовлении оружия или чеканке монет из драгметаллов. Высоко ценящиеся серебро и золото использовались не в качестве денежных единиц, а как символ высокого социального положения в обществе или признак принадлежности к религии. Металлы служили символами, а их цвет играл первостепенную роль.

И золото, и серебро часто упоминаются в мифологии. Наиболее передовые техники металлообработки у жителей Анд появились благодаря желанию добиться у украшений цвета чистого золота и серебра. Инки верили, что золото – это «пот солнца», а серебро – «слезы луны».
 

http://mercedes-connect.ru - аренда Мерседеса с водителем в Москве