Рококо - грациозная пластика

категории: Познавательное 

 

Слово Рококо произошло от французского слова rocaille, что означает элемент «рокайль» - элемент стиля Рококо, орнамент, который построен на основе завитка, как у раковины. Для рококо характерен праздничный, ликующий стиль, который появился в искусстве в конце XVIII. Родиной стиля Рококо можно считать Францию, и его зарождение совпало по времени с эпохой правления короля Людовика XV (1715-1774).

Довольно быстро роскошный и праздничный стиль завоевал всю Европу, причем он стал развиваться сразу во всех направлениях: живописи, архитектуре, скульптуре. Так же этот стиль вошел в дизайн интерьера и одежды. Конечно, не прошел стиль Рококо и мимо ювелирного мира.

В отличие от многих других стилей, которые зарождались как отдельное течение, Рококо унаследовал многое от стилей прошлых эпох, однако его главное отличие от прошлых столетий – изящество, игривость, камерность. Понятно, что такие перемены не могли не отразиться на дизайне и форме ювелирных украшений, а так же основных мотивах, используемых при создании ювелирных изделий.

Мастера – ювелиры стали искать новый идеал для вдохновения, и им оказалась грациозная пластика, изогнутые линии, ассиметричные орнаменты. Многие рассматривают стиль Барокко и Рококо как единое направление в ювелирном искусстве, но это не правильно. Барокко – это тяжелый, напыщенный, хотя и роскошный стиль. Рококо – это тоже роскошь, но легкая, изящная, тонкая.

Главным элементом Рококо стала завитая раковина, которая превратилась в своеобразную композицию, состоящую из завивающихся лепестков, но при этом ленты орнамента наоборот стали развиваться. Вся композиция напоминала роскошный, элегантный веер. Самое интересное, что стиль Рококо совпал в ювелирном искусстве с новыми открытиями в области огранки бриллиантов. Обновленный, сверкающий, переливающийся всеми цветами радуги алмаз идеально вписался в стиль Рококо.

Вообще среди драгоценных камней стиля Рококо первое место, безусловно, занял бриллиант, именно под него изготавливались изящные оправы, причем предпочтение было отдано не золоту, как в стиле Барокко, а серебру. Для мелких драгоценных камней стали использовать закрепку «паве», и со стороны самой оправы не было видно.

Стиль Рококо повлиял и на одежду, дамы стали носить очень глубокие декольте, что не могло не отразиться на ювелирных предпочтениях. В моду стремительно входят колье, причем в качестве основного центра использовались подвески звездообразной или же каплевидной формы. Под колье создавали комплект украшений – серьги и кольца, а вот браслеты и украшения для головы стали реже использовать.

Практически все без исключения леди быстро поняли преимущества стиля Рококо, причем не только благодаря изменившемуся внешнему виду ювелирных изделий, но и новой огранке бриллиантов. Как мы уже отметили, благодаря новым технологиям огранки, бриллианты заиграли новыми красками и благодаря этому очень оживляли лицо, придавая ему интригующие оттенки. Самыми модными стали серьги типа «бриолез», в которых длинные подвески закреплялись подвижно.

Броши так же были в моде в эпоху Рококо, однако стиль внес в их дизайн и форму некоторые коррективы. Форма броши стала изящнее, линии – гибкими и изысканными, а композиции стали ассиметричными. И, конечно, бриллианты всех размеров украсили броши эпохи Рококо.

В этот период в моде господствовал «пасторальный» стиль, то есть леди предпочитали украшать свои платья живыми и искусственными цветами. В эпоху Рококо появилась еще одна возможность – ювелиры стали создавать бриллиантовые цветы и букеты. Наверное, именно поэтому XVIII столетие получило название – век цветков и алмазов. Именно в этот период в моде появились «портбукеты», которые стали драгоценной вазой для живых букетов. Однако многие дамы предпочли вместо живых цветов использовать цветы из драгоценных металлов.

Стиль Рококо принес еще одно нововведение – роскошные прически, которые украшались драгоценными ажурными шпильками. Подобные шпильки получили название «цитернадель», которое состояло из двух немецких слов: zittern -дрожать и nadel – булавка. Получается, что цитернадель переводится как дрожательная булавка. Именно так и выглядели булавки – ажурные, массивные конструкции, которые качались при малейшем движении.

Однако стиль Рококо принес радость не только для женщин, мужчины тоже стали носить украшения определенного типа – ордена, булавки, которыми скрепляли кружевные жабо, пряжки, перстни, рукоятки шпаг так же украшались драгоценными камнями. Особо модным стало ношение золотых брелоков, которые элегантно позвякивали при ходьбе джентльмена.

В Россию стиль Рококо пришел одновременно с Европой, в годы царствования Елизаветы Петровны – 1741 – 1761 годы. В эту эпоху страна держалась  в фарватере Франции, поэтому этот стиль не приобрел характерной для многих других стилей «рускости». Именно в это время в России появились первые ювелиры, до этого их называли золотых и серебряных дел мастерами.

К сожалению в нашей стране не много сохранилось ювелирных изделий того времени, драгоценные камни были настолько роскошными, что впоследствии их доставали из украшений и использовали при создании более современных изделий. Однако некоторые экспонаты все же можно найти в Алмазном Фонде РФ: сапфировый убор и серьги – жирандоли. Этот комплект очень напоминает струи Петергофских фонтанов, которые посажены и изящные оправы и сверкают алмазами. Основой композиции служат загадочной глубины сапфировые капли.

Повторим основные характеристики стиля Рококо. Мотив: завитая раковина. Дизайн: плавные линии, завитые листки, изящные композиции. Материал: серебро и бриллианты. Тематика: любая. Основные украшения: колье, кольца, серьги, булавки, мужские броши и драгоценное оружие.

Смотрите также:

http://mercedes-connect.ru - аренда Мерседеса с водителем в Москве